Как вам, вероятно, известно, мое любимое чикагское мероприятие – Open House Chicago. Происходит оно один раз в год в третий выходной октября. Однако оказалось, что нашим соседям в Висконсине тоже есть чем похвастаться, и они также раз в год в сентябре проводят свой день открытых дверей, под названием Door Open Milwaukee. Поэтому для разминки мы с супругой 20 сентября отправились в Милуоки, поглазеть на их достопримечательности. И не пожалели. За один день, конечно, много мест не посетишь, но увиденное произвело впечатление.
- David Barnett Gallery
Address:1024 E. State Street
Начали мы осмотр с картинной галереи David Barnett. Это один из самых старых и богатых выставочных залов города. Если вам срочно захочется приобрести графику Шагала, керамику Пикассо, скульптуру Родена, африканские маски, индонезийские поделки или на худой конец картину известного современного мастера Милтона Эвери (Milton Avery), то непременно приходите сюда. Здесь вас ждут 6000 произведений и, если в ваших карманах найдутся лишние $10-20 тыс, то вы не уйдете с пустыми руками.
Однако, галерея интересна не только своим собранием, но и архитектурой. Известный далеко за пределами Милуоки местный архитектор Эдвард Таунсенд Микс (Edward Townsend Mix) в 1875 году построил особняк в викторианском стиле для доктора Генри Хэррисона Баттона (Dr. Henry Harrison Button). Доктор Баттон переехал в Милуоки с Атлантического побережья в 1840 году. Сначала он практиковал по своей основной специальности, но, будучи человеком весьма предприимчивым, заметил, что оптовая продажа лекарств может быть значительно выгоднее частной врачебной практики. На этом он и сколотил свое состояние.
С 1966 года галерея принадлежит художнику Дэйвиду Барнету, чьи работы также находятся в коллекции.
Сам же особняк производит очень приятное впечатление проработкой архитектурных деталей от резьбы по камню до изящных элементов деревянного декора. Кроме того, в день DOW-2015 за отдельную плату была открыта для посещения площадка на крыше особняка, с которой открывался чудесный вид на город и озеро Мичиган.
- Immanuel Presbyterian Church
Address:1100 N. Astor Street
Ближайшим соседом галереи Дэйвида Барнета является церковь Immanuel Presbyterian, построенная в том же 1875 году тем же архитектором Эдвардом Таунсендом Микс, однако это уже совсем другой архитектурный стиль – Викторианская Готика (Victorian Gothic). Стены здания выложены грубо обтесанным известняком Wauwatosa и прошиты теплым серым песчаником и шотландским гранитом. Интерьер здания включает резные деревянные украшения, витражи работы Луи Тиффани и орган фирмы Hook and Hastings 1880 года изготовления.
Мы оказались в числе первых посетителей, и экскурсию по церкви проводил гид-пастор, который не только показал нам интерьеры здания, но и рассказал об истории конгрегации, возникшей одной из первых в городе в 1837 году, то есть еще до того, как Милуоки получил статус города.
Правый и левый витражи работы Тиффани
Плафон банкетного зала на втором этаже
- McIntosh I Goodrich Mansion (Wisconsin Conservatory of Music)
Address:1548 N. Prospect Avenue
Могучий особняк в стиле неоклассического возрождения (Neo-Classical Revival style) был построен в 1903 году чикагским архитектором Горацио Уилсоном (Horatio R. Wilson) по заказу промышленника Чарльза Макинтоша (Charles L. McIntosh). После смерти Чарльза, вдова продала дом бизнесмену Уильяму Гудричу (William Osborne Goodrich) и его супруге, дочери пивного магната Пабста (Captain Frederick Pabst). Гудрич, невзирая на то что работал в семейном бизнесе по торговле льняным маслом, был талантливым певцом, искренне преданным музыкальному творчеству, и поэтому в возрасте 30 лет оставил Милуоки, уехав в Германию учиться вокальному искусству. Вернувшись домой в 1932 году, он построил для семьи новый дом, а старый особняк преобразовал в бесплатную музыкальную школу, которая в 1948 году была перекуплена Wisconsin College of Music, ныне носящим название Wisconsin Conservatory of Music.
Витраж Луи Тиффани
Архитектор Уилсон использовал при постройке самые дорогие материалы. Вход здания украшают 4 колонны коринфского ордера, поддерживающие массивный портик. Стены выложены из темно-красного кирпича (dark red Galesburg paving brick). Очень уютны небольшие залы первого этажа, украшенные большим количеством картин и каминами, отделанными красным деревом. Здесь проводятся камерные концерты. Особенно хорош витраж работы Луи Тиффани, расположенный на площадке между первым и вторым этажом. На первом этаже также находится танцевальный зал Helen Bader Recital Room, размером 55 х 30 футов, с витражами, куполообразным сводом и позолоченными дверными ручками в стиле рококо. Здесь проводятся танцы и концерты классической музыки.
Остальные этажи используются функционально по своему прямому назначению. Здесь находятся классы консерватории и почти в каждом стоит рояль Стэйнвей.
Особняк расположен на высоком берегу Мичигана, и из его окон открывается замечательный вид на залив и причалы с яхтами.
- Jewish Museum Milwaukee
Address:1360 N. Prospect Avenue
Здание будущего музея построил в 1973 году известный нью-йоркский архитектор Эдвард Дюрелл Стоун (Edward Durell Stone) по заказу Evan and Marion P. Helfaer, и первоначально это был Community Service Building. Имя архитектора хорошо известно и знатокам архитектуры и любителям живописи. Достаточно сказать, что им спроектированы такие известные нью-йоркские комплексы как Radio City Music Hall and the Center Theater in Rockefeller Center, Museum of Modern Art, General Motors Building, а также чикагский Aon Center.
Еврейский музей открылся в новом помещении в 2008 году и сразу привлек внимание. Экспозиция музея широка по охвату и богата экспонатами, несмотря на то, что история проживания евреев в Милуоки сравнительно непродолжительна, начиная с первых поселенцев в 40-х годах 19-го века и до наших дней. Конечно, немало места уделено периоду Холокоста – эта тема для нас вечна. Весьма интересны стенды, посвященные эмигрантам из России и Советского Союза. Несмотря на то, что мы все через это прошли, на самом деле не так уж много об этом знаем. Например, многим ли известна биография простого местечкового парня Любарского, который был призван в российскую армии в 1915 году, успел отличиться и получить георгиевский крест, но, испытав на себе все прелести антисемитизма, дезертировал и смог добраться до берегов Америки, где вскоре был призван на фронт, но теперь уже под американским знаменем. Однако он и здесь сумел проявить себя в полной мере и вскоре стал кавалером ордена Purple Heart.
Особое место в экспозиции музея предоставлено Голде Меер, премьер-министру Израиля, которая провела в Милуоки свои юношеские годы.
С северной стороны музея находится мемориал памяти жертв Холокоста, выполненный милуокским скульптором Клэр Либерман (Claire Lieberman).
Развернутые веером стальные листы придают монументу сходство с раскрытой книгой, на каждой странице которой написаны названия мест уничтожения евреев.
Но есть один экспонат, который придает музею особенную прелесть – гобелен Марка Шагала.
Гобелен The Red Bird, the Moon and the Prophet («Красная птица, Луна и Пророк») был заказан Шагалу милуокским промышленником и филантропом Эваном Хелфером (Evan P. Helfaer) в 1972 году за $125 тыс. Шагал выполнил эскиз гуашью, который затем в течение 8 месяцев переводился в ткань в мастерской Madame Yvette Cauquil-Prince турецкими и марокканскими ткачами. Madame Yvette Cauquil-Prince была единственным человеком, кому Марк Шагал доверял переводить свои работы в другую технику. В 29 апреля 1973 года гобелен размерами 14 на 19 футов был открыт для обозрения.
Вот как Шагал интерпретировал свое произведение.
«Пророк Иеремия как бы рассказывает историю избранного Богом народа, а на страницах Книги написаны пророчества мира и мудрости.
Красная птица символизирует радость и надежду и кажется, что она поет Песнь Песней.
Красный цвет птицы должен напомнить о длительных страданиях еврейского народа в странствиях через столетия, о жертвах и невиновности народа.
Изображения женщин олицетворяют женщин Библии, Голду Меир и всех отважных женщинах на земле.
Синий цвет является цветом надежды и нового Израиля.
Другая птица, синяя, символизирует надежду на жизнь, на правду и на везение всего человечества.
Луна – другая эра в жизни Шагала, позволяющая мечтать о лучшем будущем».
- Charles Allis Art Museum
Address:1801 N. Prospect Avenue
Музей в этом красивом особняке, построенном в стиле Тюдоров, появился не сразу. Сначала здесь жила семья крупного промышленника и филантропа Чарльза Эллиса и его супруги Сэры (Charles and Sarah Allis). Здание было построено в 1911 году местным архитектором Александром Эшвеллером (Alexander Eschweiler). По заказу Эллиса, чтобы уберечь коллекцию живописи и керамики от возможного пожара, архитектор выполнил стены из бетона, облицевав снаружи розово-лиловым кирпичом, привезенным из Огайо и отделав песчаником, привезенным с озера Супириор. Интерьеры украшены были ореховыми панелями Circassian и покрыты обоями Lincrusta Walton. Кроме того по всему дому были установлены резные мраморные камины. Впрочем, разные виды мрамора встречается в особняке в большом количестве.
К сожалению, семья Эллис не много лет прожила в этом уютном доме. В 1918 году не стало Чарльза, и Сэра решила организовать в своем доме библиотеку с коллекцией произведений искусства. В 1979 году особняк перешел во владение графства Милуоки и вскоре вновь открылся, но теперь уже как художественный музей. Экспонаты коллекции охватывают громадный период в 2000 лет и включает классическое античное стекло, средневековый китайский фарфор, бронзу ренессанса, французскую и американскую живопись 19 века. Коллекция живописи хоть и не слишком велика, но производит впечатление. В какой еще небольшой частной коллекции можно увидеть сразу два пейзажа Камиля Коро? Великолепна подборка художников Барбизона – Шарль Франсуа Добиньи, Теодор Руссо, Нарсис Диас де ла Пенья, Констан Тройон. Не хуже и американские классики – нежнейший колорист Джордж Иннес, строгий и выразительный Уинслоу Хомер, мечтательный Томас Моран.
В помещении музея, в отдельном большом зале, проводятся выставки современных художников Висконсина. На одну из них мы попали, ну, в общем «попали»…
Зал керамики
Библиотека с работами американских художников
Салон с работами художников Барбизона
- St. Paul’s Episcopal Church
Address:914 E. Knapp Street
Церковь Св. Павла (St. Paul) поражает с первого взгляда. Сначала даже может показаться, что это не церковь, а средневековый замок, но это все-таки церковь, и построил ее в 1884 году уже неоднократно мною упомянутый Эдвард Таунсенд Микс (Edward Townsend Mix). Однако архитектурный стиль на сей раз был выбран церковно-романский. Этот стиль принято еще называть Ричардсоно-романским (Richardson Romanesque), по имени бостонского архитектора Ричардсона (1838-1886), который первым стал строить такого типа церкви в Америке.
Для постройки церкви архитектор использовал темно-красный песчаник Potsdam, привезенный с одного из островов архипелага Apostle Islands на Lake Superior, а внутреннее убранство он декорировал изделиями из ковкого чугуна.
Однако, главное украшение церкви это витражи работы Тиффани. Окно Christ Leaving the Praetorium, размеры которого 30 х 24 фута и толщина 2 дюйма, является самым большим витражом выполненным в мастерской Тиффани. В общей сложности Тиффани представлен девятью работами. Кроме того, в церкви замечательные мозаики работы итальянских мастеров из Venice and Murano Glass and Mosaic Company, фламандский гобелен 16 века и орган Schantz.
Церковь Св. Павла внесена в National Registry of Historic Places и включена во многие каталоги, как один шедевров американской архитектуры.
Christ Leaving the Praetorium by Tiffany (выполненная в стекле картина Гюстава Доре)
- MSOE Grohmann Museum
Address:1000 N. Broadway
Крупный бизнесмен Экхарт Громан (Dr. Eckhart Grohmann) на протяжении всей своей жизни был страстным коллекционером произведений искусства. В 2001 году, будучи уже в весьма преклонном возрасте, но в здравом уме, он подарил свою коллекцию Милуокской инженерной школе (Milwaukee School of Engineering). Выбор был оправдан, коллекция имеет прямое отношение к производственной деятельности и называется The Man at Work (Человек в работе). Да-да, я помню, как нам еще в Союзе навязли в зубах картины с прокатными станами и колхозниками на полях. Именно это вы увидите в Grohmann Museum, но не торопитесь делать выводы, поскольку сталеваров и колхозников писали, оказывается, не только советские соцреалисты, но художники всех времен и народов, а картины на производственную тематику в коллекции музея начинаются с 16 века и написаны совсем неплохими и известными художниками – итальянцем Джакопо Бассано, голландцами Яном ван Гойеном и Питером Брейгелем-младшим, фламандцем Мартеном ван Валькенборхом, основоположником немецкого импрессионизма Максом Либерманом, французским реалистом Жюлем Дюпре, а «нашим американским всем» Норманом Рокуэллом. Не уступает по качеству и коллекция скульптур – Константин-Эмиль Менье, Адриан-Этьен Годез, Эмиль Луи Пико и Фредерик Ремингтон. Особенно интересна коллекция небольших работ малоизвестного, но очень симпатичного немецкого художника Карла Спицвега, картины которого отличает меткий взгляд, на редкость выразительные формы, тонкий юмор и уютный городской пейзаж маленьких немецких городков.
Коллекция музея занимает 3 этажа и крышу. Да-да, пусть вас это не удивляет, но на крыше, превращенной в сад, находится отличная коллекция скульптур. В общей сложности в коллекции более 1000 картин и скульптур, тематически охватывающих все виды человеческой деятельности — добыча угля, строительство, судовождение, сбор урожая, выплавка стали, врачевание, преподавание и так далее, и так далее.
Скульптурный сад на крыше
Здание музея тоже своего рода произведение современного искусства. Немецкий художник Ганс Дитер Тилле создал витражи, мозаику пола атриума, расписал потолок и крышу.
Роспись потолка музея
- Tripoli Shrine Center
Address:3000 W. Wisconsin Avenue
Братство Tripoli Shrine было основано чикагскими масонами из Medinah Temple в 1885 году. В 1928 г. архитекторами Класом (Clas) и Шепардом (Shepard) был построен центр, архитектура которого, должна по замыслу напоминать индийский храм Тадж Махал. Нетрадиционность мавританской архитектуры настолько резко выделяется на общегородском фоне, что невольно замрешь от удивления. Купола и башни на крыше, скульптуры склоненных верблюдов, керамическая плитка пола и стен интерьеров здания, арабские вязь и символы – все создает ощущение знойного Востока. Но это все же совсем не Восток – здание уже много служит Milwaukee’s Shrines International – братству американских масонов. Здесь собираются члены общества, проводят свободное время сами и с семьями. Для них работают ресторан, бар, комнаты отдыха, места развлечений для детей, устраиваются парады. Однако, не только для развлечений служит центр. Братство масонов руководит 22 больницами для детей в возрасте до 18 лет, где каждый ребенок может получить помощь в не зависимости от финансовой возможности семьи.
Ну а дальше… Вы помните, как Козлевича ксендзы охмуряли? Очевидно, с нами произошло нечто подобное, потому что все остальные достопримечательности на пути оказались церквями. Нет, я не собирался их все посещать, но коль они расположены прямо по пути нашего следования, то как же не заскочить, хоть на минутку. Посему, постараюсь быть краток.
Первая церковь находилась прямо возле Tripoli Shrine.
- Our Savior’s Lutheran Church
Address:3022 W. Wisconsin Avenue
Our Savior’s Lutheran Church была основана норвежскими эмигрантами в далеком 1858 году, однако нынешнее здание построено в 1954. В церкви есть две достопримечательности. Первая бросается в глаза еще с улицы – статуя Inviting Christ (Приглашающий Христос) стоит в окружении солнечных панелей, установленных в 2008 году от рождества Христова. Ими производится вся электроэнергия, потребляемая церковью. Такое не часто встретишь в церквях. Вторая достопримечательность – громадный орган на 3000 труб. Правда и церковь немала – в общей сложности ее посещают 4000 прихожан.
Видимая часть органа церкви Our Savior’s Lutheran
- Marquette University / St. Joan of Arc Chapel
Address:1442 W. Wisconsin Avenue
Часовня Жанны Д’Арк является самой старой в Новом Свете. Она построена в конце 14 – начале 15 века. Только не надо мне рассказывать, что Америку открыли в конце 15 века. Я разве сказал, что ее построили в Америке? Ее построили во Франции, а в Америку перевезли по частям в 1964 году. Первоначально часовня находилась в маленькой деревушке Шассе (Chasse) неподалеку от Лиона на юго-востоке Франции. В конце 18 века, во время революции – то есть на волне атеистических настроений, церковь пришла в запустение и о ней забыли на много лет. Нашел ее уже после Первой мировой войны молодой архитектор Jacques Couelle. Часовню восстановили и в 1966 году подарили милуокскому университету Маркетт (Marquette University). Так что можно было бы сказать, что часовня Жанны Д’Арк почти новостройка, если бы не особый старый дух в ней все еще витающий. Ну во всяком случае мне так показалось…
- Saint George Melkite Church
Address:1617 W. State Street
Saint George Melkite Church была построена арабами-католиками в 1917 году. Преимущественно это были выходцы из Ливана «мелькиты», поселившиеся в Милуоки в 1892 году. Мелькиты принадлежат к восточно-католической церкви, возникшей по преданию на Ближнем востоке еще во времена апостолов. Доподлинно же известно, что мелькиты являются приверженцами церквей, принявших Халкидонский Собор 451 года. Слово «мелькит» происходит от сирийского “malka” – «царь», «император», а первыми мелькитами были греки, македонцы, сирийцы и евреи.
В настоящее время община невелика и небогата, что весьма заметно на состоянии церкви, будущее которой очень сомнительно. Однако, в 2010 были найдены средства на постройку нового иконостаса, выполненного в традиционном византийском стиле.
Вполне вероятно, что эту церковь можно было и пропустить, но уж больно меня заинтриговало незнакомое название.
- Basilica of St. Josaphat
601 W. Lincoln Avenue
Последней достопримечательностью на нашем маршруте была великолепная Basilica of St. Josaphat, и рассказать о ней стоит немного подробнее. Базилика имеет несколько необычную историю создания. Все началось с того, что в конце 19 века произошел наплыв польских эмигрантов в быстрорастущий и преимущественно немецкоговорящий город Милуоки. Поскольку, как известно, поляки всегда были весьма набожными католиками, то уже в 1888 году возникла конгрегация и была построена церковь, которая в 1889 году сгорела. Для общины, которая к тому времени насчитывала уже 12 тыс. прихожан, решено было возвести большой храм. Пастор Вильгельм Грутца (Wilhelm Grutza) нанял архитектора немца Эрхарда Брилмайера (Erhard Brielmaier), чтобы построить уменьшенную копию Собора Св. Петра в Риме. Архитектор постарался максимально приблизиться к пожеланию заказчика, заложив крестообразный план и громадный купол, аналогичный ватиканскому собору. Когда план был почти готов, пастор узнал, что в Чикаго собираются сносить здание Центрального Почтового отделения и таможни, славившееся своим красивым классическим дизайном. Решив сэкономить на строительстве церкви, отец Вильгельм собрал $20 тыс, чтобы приобрести многие элементы сносимого сооружения. Таким образом «спасенными» деревянными дверями, резным камнем, бронзовыми поручнями, лампами, дверными ручками и многими другими частями почты было загружено 500 железнодорожных вагонов.
Так выглядело здание чикагского почтового отделения и таможни.
Конечно, архитектору пришлось изменить свой план, чтобы использовать спасенные материалы, но в целом первоначальный замысел остался неизменным. Таким образом, в 1901 году новый польский католический храм был закончен. К моменту окончания постройки, в Соединенных Штатах было всего одно здание, превосходящее St. Josaphat размером купола – Капитолий в Вашингтоне. Однако, потребовалось почти четверть века, чтобы расплатиться с долгами и лишь после этого заняться оформлением интерьера. Правда, к этому времени церковь уже принадлежала францисканцам (Franciscan Fathers Minor Conventual). Конечно, нельзя сказать, что до францисканцев церковь стояла пустая – уже существовал главный алтарь и витражи, заказанные в Инсбруке (Австрия), но большая часть внутреннего убранства здания была просто покрашена в белый цвет или задрапирована белой материей. Для окончательной отделки интерьеров церкви в 1926 году был нанят итальянский художник Гониппо Рагги (Gonippo Raggi). Три года понадобилось Рагги с группой художников, чтобы преобразовать полупустое здание в настоящее произведение искусства. Они создали настенные росписи, уникальный гипсовый орнамент, покрасили колонны под мрамор, и церковь приобрела совершенно обворожительный вид. После окончания декоративных работ, глава церкви обратился с петицией к папе Пию XI с просьбой переименовать церковь St. Josaphat в базилику. В католицизме статус «базилика» присваивается наиболее красивым и исторически важным церквям. В том же 1929 году церковь St. Josaphat получила статус базилики, третьей базилики в США.
Помимо религиозного центра, церковь стала для прихожан еще и культурно-политическом центром. Несколько картин украшают ее стены. Наиболее интересны, на мой взгляд, две картины. Первая расположена на западной стене и посвящена генералу Тадеушу Костюшко, возглавившему борьбу польского народа против российских захватчиков. Картина на восточной стене посвящена покровителям Польши Св. Хедвиг, Св. Кунегунда, Св. Станислаус и другим, изображенным на фоне Варшавы.
Много утекло воды с тех пор. Поменялся этнический состав прилегающего к базилике района, и теперь на окрестных улицах, населенных в прошлом польскими эмигрантами, стоят мексиканские магазины и ресторанчики. Но церковь по-прежнему великолепна и производит сильное впечатление.
The Inner Dome
The High Altar
Grand Pulpit
Часть стены Via Dolorosa
Вот на этом я и закончу рассказ о ярком и запоминающемся празднике Doors Open Milwaukee-2015.
Игорь Волошин
Фото автора