Первая и вторая части путешествия.
Октябрь 18. Downtown вместо южного Чикаго
Как я уже выше писал, по первоначальным плану на второй день OHC-2015 мы должны были ехать в южную малоизученную нами часть Чикаго, где было открыто несколько весьма интересных мест. Однако, когда я внимательнее ознакомился со списком зданий в Downtown (центр Чикаго), то понял, что юг придется отложить. Пропустить Medina Athletic Club, Union League Club, Chicago Athletic Association, AON или Old St. Patrick’s Church было бы большой ошибкой, тем более неизвестно будут ли эти здания открыты в будущем. Поэтому выбор был сделан, и мы с супругой, сыном и невесткой отправились в Downtown.
InterContinental Chicago Magnificent Mile (Medina Athletic Club)
505. N. Michigan Ave.
Архитектор Уолтер Алшлегер Walter William Ahlschlager (July 19, 1887 – March 28, 1965) не так уж был и знаменит, хотя построил немало зданий в стиле Арт-Деко по всей стране. Его гостиницы, театры, банки можно увидеть в Чикаго, Нью-Йорке, Цинцинатти, Далласе, Мемфисе и других городах. Однако едва ли не самое эффектное здание было построено им в Чикаго в 1929 году для членов престижного Medinah Athletic Club. Основателем клуба была масонская ложа Shrine Organization, поэтому клуб могли посещать только члены организации, которых к тому времени насчитывалось 3500 человек.
К строительству Medinah Athletic Club было приковано внимание жителей города. Сам мэр Томпсон (William Hale Thompson), член Medinah Athletic Club, присутствовал при торжественном начале строительных работ 42-этажного небоскреба и лично взрыхлил землю. Угловой камень был заложен 5 ноября 1928 года, и в него поместили медную коробку, в которую вложили записи организации, фотографии членов и статья из Chicago Tribune от 22 ноября 1925 года, анонсировавшая заявку на строительство.
Алшлегер спроектировал здание в стиле Art Deco с месопотамскими, египетскими, греческими и средневековыми элементами. Когда строительство закончилось и двери открылись для посетителей, они поразились увиденному. Клуб предоставлял своим членам все мыслимые для людей высшего сословия удовольствия и развлечения. На разных этажах располагались: поле для мини-гольфа с водными препятствиями и журчащим ручьем (23 этаж), полигоны для стрельбы из огнестрельного оружия и из лука, биллиардный зал, беговой трек, гимнастический зал, кегельбан, двухэтажная арена для бокса, бассейн с фонтаном Нептуна (14 этаж) и 25 метровый олимпийский плавательный бассейн.
Однако, дворец, а иначе это здание и не назовешь, был прекрасен в первую очередь своей архитектурой и декоративным оформлением. Великолепие ожидало посетителей уже у мраморного входа с терракотовыми колоннами и расписанным кельтскими мотивами потолком. Однако, не буду вдаваться в подробности оформления 1929 года, поскольку с тех пор много воды утекло и многое изменилось.
Двадцатые годы принято называть «ревущими», поскольку это было время невероятного экономического роста, охватившего все виды промышленности Соединенных Штатов. На небывалом подъеме была строительная индустрия, небоскребы возводились стремительно один за другим. Но кто мог предвидеть, что страна стоит у порога Великой Депрессии? Клуб был построен как раз накануне краха сток-маркета (рынка акций), который его не пощадил. Всего через пять лет после торжественного открытия, двери клуба закрылись. Впоследствии в этом здании располагались отели Radisson и Sheraton, но и они не смогли надолго здесь удержаться, пока в 1988 году компания InterContinental Hotels не перекупила небоскреб. В течение последующих 12 лет проводились обширные реставрационные работы, в которые гостиничная компания вложила четверть миллиарда долларов, но зато теперь мы можем увидеть старое великолепие в новом оформлении, и лишь теперь я смогу немного рассказать об увиденном.
Начну с экстерьера. На уровне восьмого этажа здание по трем сторонам опоясывают египетские рельефы, выполненные художником Джорджом Унгером (George Unger), партнером Алшлегера по ряду проектов. На южной стороне изображены каменщики, на северной – строители и на западной – архитекторы, представляющие модель некоего сооружения фараону. Несколькими этажами выше здание охраняют трое тяжелоопирающихся на мечи средневековых рыцарей. Венчает небоскреб желтый купол в мавританском стиле.
Интерьеры восстанавливались по подаренному одним из членов клуба альбому фотографий 1930 года. Старые снимки помогли реставраторам возродить детали лепки, настенных росписей, портьер, ковров, а посетители получили возможность увидеть все богатство культур разных эпох.
Сразу за входными бронзовыми дверями, гостей встречают две, упомянутые уже мною, мраморные колонны, украшенные в верхней части средневековыми рыцарями и выгравированным в мраморе между колоннами приветствием членов Shrine organization – «ES SALUMU ALEIKUM».
Четырехэтажное фойе гостиницы украшает лестница с бронзовыми фризами вдоль стен, гармонично сочетающими элегантность Art Deco с работами современных мастеров. Потолок выполнен в темных тонах по кельтским и месопотамским мотивам, в которых отражены силы природы – лев, рыба, орел и ассирийский бык.
The Hall of Lions оформлен в ассирийском стиле. Зал украшают два выгравированных в мраморе льва. Реставраторам пришлось удалить несколько слоев краски, прежде чем львы были обнаружены. Мраморные ступени ведут к фонтану, задняя стенка которого выложена плиткой из испанской майолики. Ступени лестницы украшены семейными гербами основателей Shrine organization.
The King Arthur Foyer and Court. Витраж Эдгара Миллера
Фойе и двор Короля Артура (The King Arthur Foyer and Court) переносят нас в мир средневековых рыцарей. Стены зала украшены горящими факелами. Деревянные резные колонны и раскосы поддерживают потолок с росписями, на которых изображены рыцари и рыцарские сражения. Но главным украшением является прекрасный витраж работы Эдгара Миллера (Edgar Miller), одного из лучших художников чикагского Art Deco. В витраже изображен двор короля Артура с рыцарями Круглого стола и сцены из истории раннего христианства.
Про InterContinental Hotels можно было бы еще рассказывать и рассказывать, но я ограничусь увиденным. Другие, не менее интересные залы, в этот день для посетителей, к сожалению, были закрыты и о таких великолепных местах как Spanish Tea Court в стиле короля Фердинанда и королевы Изабеллы, Renaissance Room в стиле французского ренессанса, свадебный зал Grand Ballroom с шеститонной люстрой Баккара, Олимпийский бассейн или терракотовый фонтан Нептун, я могу судить только по описанию.
Virgin Hotels Chicago
203 N. Wabash Ave.
Несмотря на то, что этот отель быль участником OHC-2015, мы не собирались его посещать, но коль скоро он оказался на пути, то зашли. Мы увидели сравнительно недавно отреставрированное здание и, пожалуй, даже чем-то интересное. Начну с краткого исторического очерка.
Архитектурная компания Rapp and Rapp была весьма активна на чикагском строительном маркете в начале 20 века. Совладельцами ее были братья-архитекторы Корнелиус и Джордж Рэп (Cornelius Ward Rapp (1861-1926) и George Leslie Rapp(1878–1941)). Третий, самый старший брат Исаак (Isaac Hamilton Rapp) (1854 – 1933) также был архитектором, но поскольку жил он в Колорадо, а строил свои здания в Колорадо и Нью-Мексико, то партнером не был, хотя был, пожалуй, самым известным в семье. Именно Исаак создал новый архитекторный стиль, который до сих пор процветает – Santa Fe Style.
Компания Rapp and Rapp специализировалась в проектировании кинотеатров, на которые в те годы был настоящий бум, поэтому два построенных ими офисных здания, одно из которых называлось Old Dearborn Bank, впоследствии преобразованное в Virgin Hotels, являются большой редкостью.
27-этажное здание построено в 1928 году в стиле неоклассики и облицовано декоративной терракотой в средневековом и мифологическом духе, характерном для театров 20-х годов. Квартировавший здесь некогда Old Dearborn Bank стал, как и многие другие компании, жертвой Великой Депрессии. Много позже здание перекупил знаменитый бизнесмен, владелец авиакомпании Virgin Atlantic Ричард Брэнсон (Richard Branson). Он решил создать единственный в своем роде отель для бизнес-женщин, и на этом построены все услуги – от сервиса номеров до массажных кабинетов и баров. Впрочем, в бары мужчин пускают. Еще одна особенность отеля в том, что в нем нет лобби, поскольку все услуги производятся со смартфонов.
В отеле два бара, которые могли посетить гости OHC-2015. Нижний находится на втором этаже и это своего рода клуб, верхний – на крыше и в него зайти стоит хотя бы из любопытства. В этом баре, помимо оригинального выбора восточных блюд, есть несколько забавных коллекций необычных предметов – жуков, бабочек, африканских масок и даже старых моделей открывалок для бутылок. Кроме того с крыши бара открывается приятный вид на город и, что особенно интересно, отсюда хорошо видны архитектурные детали верхних этажей многих известных соседних зданий.
Балкон. Украшение наружной стенки над верхним баром
Hampton Inn Michigan Av (Chicago Motor Club)
Wacker Pl
Первый раз мы посетили это здание во время OHC-2011. Тогда бывший Chicago Motor Club выглядел весьма запущенно. Хозяева решили принять участие в OHC в надежде на потенциального покупателя. Покупателем оказалась сеть гостиниц Hampton Inn. За прошедшее время были проделаны громадные восстановительные работы, бывший автоклуб возродился и засверкал во всем великолепии стиля Art Deco. 17-этажное здание штаб-квартиры Chicago Motor Club было построено в 1927 году компанией Holabird & Root. Клуб вел активную работу по улучшению качества дорог, снабжал путевой информацией стремительно растущее количество автовладельцев, предоставлял членам клуба помощь в сложных дорожных ситуациях.
Здание бывшего клуба облицовано терракотой и известняком. Сохранилось до нашего времени большое количество художественных элементов, присущих стилю Art Deco – двери лифтов, декоративное оформление интерьеров, лепка, перила лестниц. На фасаде добавлены декоративные чугунные контрфорсы, окрашенные в черный и серебряный цвета, повторяющие силуэт самого небоскреба.
Холл клуба украшает карта США работы Джона Нортона (John Warner Norton) (1876-1934). Карта интересна уже тем, что на ней еще нет привычных нам хайвеев, покрывающих ныне всю страну. На карту нанесены национальные парки, города, а также дороги, многие из которых теперь уже заброшены и сорняком поросли, такие как хайвеи Dixie и Lincoln. Карта достаточно абстрактна – горы на ней изображены простым зигзагом, а океанский берег – белой пеной.
Особый интерес представляет, пристроившийся на внутреннем балконе, автомобиль Ford Model A, выпуска 1928 года.
Aon Center
200 E. Randolph St.
Aon Center – третье по высоте здание города. Оно исключительно удачно расположено в чикагском ландшафте. С одной стороны к зданию достаточно близко подступает Мичиган, с другой стороны у подножия лежит красавец Миллениум парк и парк Мегги Дейли, названный так в память о покойной жене бывшего мэра города Ричарда Дейли. Побывать в Aon Center было моей давней мечтой, но, к сожалению, до поры неосуществимой, поскольку попасть сюда могут только работники, расположенных в здании компаний, либо посетители, прибывшие по роду службы. Я не отношусь ни к тем ни к другим. Однако на мое счастье, именно незадолго до OHC-2015, с 71-го этажа выехала какая-то компания и менеджмент здания, прежде чем сюда въедет новая компания, решил поучаствовать в городском празднике, и открыл весь этаж для посетителей. Виды, открывшиеся во всех четырех направлениях, не разочаровали. Мы увидели город в совсем новых, порою неожиданных, ракурсах. Красота Чикаго не могла не поразить. Впрочем, смотрите снимки. К сожалению, формат не позволяет мне разместить большое количество фотографий, поэтому выбрал наиболее интересные, на мой взгляд.
83-этажный, 346-метровый небоскреб Aon Center был построен в 1974 году архитектурной фирмой Edward Durell Stone, при сотрудничестве с не менее знаменитой компанией Perkins and Will, и стал самым высоким в городе, хотя и ненадолго. Уже через год был закончен Sears Tower, на четверть века занявший место самого высокого здания в мире.
Первоначально наружные поверхности здания были облицованы каррерским мрамором, однако еще до окончания строительства стало ясно, что такая облицовка не подходит для данного проекта. Уже в декабре 1973 года громадный 160-килограмовый кусок мрамора отлетел от фасада и пробил крышу соседнего небоскреба Prudential Building. В 1985 году инспекция выявила многочисленные трещины в покрытии. Тогда, чтобы зафиксировать мраморные плиты, были добавлены полосы из нержавеющей стали. Однако и это не помогло, посему в 1990-1992 годах весь мрамор был заменен на белый гранит Mount Airy.
Небоскреб получил наименование Standard Oil Building, поскольку главным «квартиросъемщиком» стала нефтяная компания Standard Oil. В 1985 году компания была переименована в Amoco, соответственно и здание поменяло название. В 1998 году Amoco был поглощен корпорацией British Petroleum и прекратил свое существование, а в здание в 1999 году въехал Aon Corporation, ставший с тех пор главным жильцом.
Вид c 71-го этаж Aon Center на южную часть центра города. На снимке слева виден мост Фрэнка Гери (Frank Gehry), далее – Art Institute of Chicago, чуть левее и еще дальше – отключенный в это время года Buckingham Fountain. На снимке справа – главная улица города Miсhigan Ave, Art Institute of Chicago и Millennium Park.
Виды c 71-го этаж Aon Center на восток (левый снимок) – озеро Мичиган и на север (правый снимок) – виден четвертый по высоте небоскреб города – John Hancock Building.
«Малыши» Aqua и Prudential
The Rookery Building
209 S. LaSalle St.
Rookery Building – одна из главных чикагских архитектурных икон. Архитекторы Дэниэл Бернхем (Daniel Burnham) и Джон Рут (John Root) создали в 1888 году здание для Central Safety Deposit Company, ставшее блестящим примером раннего коммерческого небоскреба. В то время, это 11-этажное здание, расположенное в центре финансового района, было одним из самых высоких в мире и являлось эталоном архитектурного искусства и новых технологий. Богато декорированный с тщательной проработкой деталей фасад в сочетании с восхитительным внутренним двориком, очаровательной лестницей и изящным внутренним балконом производили на посетителей совершенно неизгладимое впечатление. Автор проекта – архитектурная фирма Burnham & Root – также переехала в новостройку.
В 1905 году хозяева пригласили Фрэнк Ллойд Райта, для модернизации внутреннего дворика в соответствии с новыми архитектурными веяниями. Райт облицевал чугунные колонны белым каррерским мрамором, добавил бронзовые с призматическими стеклами канделябры и выполнил множество других декоративных работ. Вторая модернизация была проведена в 1931 году архитектором Уильямом Драммондом (William Drummond), который разделил двухэтажное лобби входа на два отдельных этажа, а также выполнил ряд декоративных работ в стиле Art Deco, добавил бронзовые двери лифтам, оформив их узорами в виде птиц. Последняя модернизация здания произошла уже в нашу бытность в 1992 году. Новые хозяева достроили 12-й этаж и восстановили библиотеку Бернхема.
Существует несколько забавных версий происхождения названия Rookery. Слово “rook” в переводе имеет несколько значений, из которых ключевыми в данном случае являются – «грач» и «мошенник». По самой распространенной версии здание получило название в память о полуразвалившемся строении бывшей мэрии (City Hall), некогда стоявшем на этом месте и служившим пристанищем воронам и грачам, равно как и мошенникам у власти, которые оккупировали этот «курятник» (roost). По другой версии название появилось благодаря стаям городских птиц, кормившихся овсом у расположенной некогда поблизости конюшни пожарной команды. Но как бы там ни было, еще задолго до окончания строительства Rookery, газетчики успели присвоить будущему шедевру архитектуры обидное название, которое сохранилось до наших дней, несмотря на протесты руководителей расположенных в здании почтенных компаний. Легендарный чикагский юрист Овен Элдис (Owen Aldis), представитель не менее легендарного застройщика Чикаго Питера Брукса (Peter Brooks) писал с обидой боссу: «Мне, также как и вам, не нравится название Rookery, данное зданию Central Safety Deposit Company, но абсолютно невозможно дать какое-либо иное имя, поскольку здание все равно будет называться по-старому». Принимая правила игры, последнюю саркастическую точку поставил архитектор проекта Джон Рут. На фасаде он вылепил галдящих птиц – то ли ворон, то ли грачей, которые должны напоминать вечно орущих коррумпированных служащих, заполнявших коридоры бывшей городской мэрии.
На OHC-2015 для посетителей были открыты внутренний дворик и подвал с коллекцией снятых во время модернизации декоративных элементов работы Райта – дверных ручек, дверей, ламп, решеток лифтов, керамических плиток. Но, конечно, внутренний дворик (лобби) произвел самое сильное впечатление – невозможно не поразиться красоте и изяществу лестниц и балкона.
Внутренний дворик со стеклянной крышей и ажурным балконом.
Вход в подвальное помещение
Окончание следует.
Игорь Волошин