Первую часть путешествия читайте тут
Мы продолжили наше путешествие по Эванстону, посетив две, расположенные по соседству, церкви.
Lake Street Church of Evanston
607 Lake St.
Церковь, получившая свое нынешнее название лишь в 1995 году по имени улицы, на углу которой расположена, является старейшей в Эванстоне. Первоначально она называлась Evanston Baptist Church. Ее построил архитектор Кэсс Чепмен (Cass Chapman) в 1875 году в стиле Викторианской готики. Имя архитектора мало известно широкой публике, однако он оставил след в истории американской архитектуры. Им построено немало зданий не только в Чикаго, но и в других штатах, в том числе один из его проектов украшает знаменитый Корнельский университет.
Церковь проста, но элегантна. Строгая и легкая, устремленная в небо форма колокольни, подчеркнутая вытянутыми остроконечными арками окон и дверей, настраивает на торжественный лад, который усиливается темным деревом интерьера храма – алтаря, обшивки балконов, раскосов, скамеек. Деревянное убранство и утонченные витражи выполнены под влиянием стилей Prairie и Art and Craft.
Как и многие церкви Lake Street Church of Evanston имеет свою изюминку, хотя и не слишком сладкую – ее периодически посещает печально известный бывший президент Джимми Картер, а его дочь является постоянной прихожанкой.
Нежное, в вибрирующих красках Розовое Окно, создано известной фирмой по производству витражей McCuly and Miles
First Presbyterian Church of Evanston
1427 Chicago Ave.
Первая пресвитерианская церковь Эванстона была создана в 1868 году. Первоначально она ютилась в небольшом деревянном строении на участке земли, полученном в подарок от Northwestern University. Однако спустя несколько лет здание сгорело и в 1876 году на его месте построили новое деревянное здание, которое простояло 18 лет, но тоже сгорело. Новое здание заказали Дэниелу Бернхему (Daniel H. Burnham), прославившемуся впоследствии планом Чикаго. Церковь была построена в стиле готического ренессанса (Gothic-Renaissance) из известняка, добытого в чикагском пригороде Lemont, а интерьеры обшиты красным дубом и сосной из Джорджии. Новый храм украсили арочные витражи и мощные раскосы. Он был значительно больше предыдущего и вмещал до 1100 человек, что оказалось весьма предусмотрительно сделано, поскольку в последующие несколько лет количество прихожан значительно выросло. В 60-е годы церковь была достроена – появилась новая часовня, комнаты для разных классов, столовая, в которой ежедневно питаются малообеспеченные прихожане, офисы, гимнастической зал и теперь это уже не просто церковь, а целый культурный комплекс. Здесь проводятся органные концерты и концерты классической музыки, а перед алтарем расположились музыкальные инструменты.
Еще в середине 19 века первый пастор церкви Dr. George Clement Noyes выгравировал на входных дверях мудрое изречение:
«О, Бог, сделай дверь этого дома достаточно широкой, чтобы впустить всех нуждающихся в любви и дружбе, и достаточно узкой, чтобы не пропустить зависть, гордыню и раздор. Сделай порог дома гладким, чтобы не могли споткнуться ни дети, ни босоногие бедняги, но грубым и крутым, чтобы отразить мощь искусителя. Господь, сделай дверь этой церкви вратами в твое вечное царство. Аминь.»
Этому мудрому наставлению церковь следует на протяжении всей своей истории.
На этом мы закончили ознакомление с запланированными на первый день OHC-2015 достопримечательностями Эванстона и переехали в расположенную поблизости северную часть Чикаго. Первым на пути у нас был впервые открытый для широкой публики особняк, построенный Фрэнк Ллойд Райтом.
Emil Bach House
7415 N. Sheridan Rd.
Дизайн этого здания был заказан Фрэнк Ллойд Райту в 1914 году его горячим поклонником Эмилем Бахом, совладельцем компании Bach Brick Company. За три года до этого Райт вернулся из Европы и как раз разрабатывал новый вариант своего любимого стиля Прерий (Prairie). Такой дом должен был иметь форму куба, над которым нависала массивная плоская крыша. В общей сложности Райт построил 5 таких зданий, из которых сохранилось только одно, причем не в любимом им Oak Park, а в далеком северном районе Rogers Park на живописном берегу Мичигана. Его мы и посетили, тем более, что в этой части города – это единственный проект Райта.
Emil Bach House имеет непростую историю. Здание неоднократно меняло владельцев. Его перепродавали, зачастую теряя в цене из-за городских строительных правил, но всегда находились энтузиасты, для которых имя Райта было дороже денег, и для которых покупка такого здания не была простым вложением в недвижимость. Последний раз особняк был перекуплен в 2009 году чикагским миллиардером Джеймсом Прицкером за 1,7 млн. Здание тщательно отреставрировали, и с 2014 года оно используется для различных торжественных мероприятий. На прилегающей к особняку территории также находится сад и японский чайный домик (Japanese Tea House).
В то время, когда Бах заказывал Райту особняк, район Rogers Park был чуть ли не окраиной и новостройка находилась в окружении небольших частных домов. Прошли годы. Многие соседние здания давно уже снесены, в том числе и один из близлежащих особняков, построенных Райтом для брата Баха, и на их месте появились многоэтажные фешенебельные небоскребы. Только Emil Bach House и незначительное количество других зданий все еще напоминают о загородной жизни. Рядом с Emil Bach House сохранился еще один особняк – Lang House. Он построен другим архитектором, но в стиле близком к дому Райта. Сейчас оба здания принадлежат одному хозяину.
Интерьеры особняка
Японский чайный домик
8. St. Ita Roman Catholic Church
5500 N. Broadway
Много раз мы проезжали мимо этой церкви и каждый раз восхищались ее легкой ажурной башней. Однако попасть внутрь до недавних пор возможности не было. В 2015 году церковь впервые распахнула свои двери по программе Open House Chicago. Упустить такую возможность мы не могли.
St. Ita Roman Catholic Church была построена в 1927 году в стиле французской готики архитектором Генри Шлаксом (Henry J. Schlaсks), считающимся историками архитектуры, создателем самых изящных церквей Чикаго. Это была последняя из возведенных им в Чикаго 12 церквей. На OHC-2015 была открыта еще одна его церковь, но из-за отдаленности, мы туда не попали.
Несмотря на то, что выполненная из известняка башня церкви весит 1800 тонн и взлетает на 120 футов (36,5 м), она не производит впечатления массивного монолита, но кажется воздушной и изящной. Тщательно и утонченно проработаны готические детали алтаря, а состоящий из 200 тыс. кусочков стекла витраж – настоящий шедевр искусства и украшение церкви. Витраж был выполнен известной французской фирмой Muamejean Freres по мотивам знаменитых витражей кафедрального собора в Шартре.
St. Ita Roman Catholic Church названа в честь покровительницы церкви ирландской святой Иты, жившей во второй половине 6 века. Ита, в традиционном религиозном толковании, означает «жаждущая святости», что к ней применимо в полной мере. Она родилась в ирландской королевской семье, но в юном возрасте дала обет безбрачия, который был поддержан отцом. Переехав в городок Killeedy, County Limerick, основала общину, посвятивших себя богу женщин, а также открыла школу для мальчиков. Ите приписывается ряд экстравагантных чудотворных деяний. Одно из них – удачное воссоединение отрубленной головы человека с его телом. При этом Ита вела настолько святой образ жизни, что даже питалась исключительно пищей, ниспосланной ей с небес. Хотите – верьте, не хотите – нет, я всего лишь делюсь прочитанным.
В память об Ите в основание церкви заложен черный каменный блок, привезенный с руин, основанной ею монастырской школы в Killeedy.
Our Lady of Lourdes Roman Catholic Church
1600 W. Leland Ave.
Церковь Our Lady of Lourdes была построена в 1916 году известными архитекторами Уортмен (Worthmann) и Стейнбах (Steinbach) в духе испанского ренессанса, характерном для латиноязычных стран. Первоначально она располагалась на восточной стороне Ashland Ave, фасадом к проезжей части. Однако, к 1929 году чикагские власти решили расширить улицу, которая стала к этому времени одной из наиболее напряженных городских магистралей, а церковь этому мешала. Поэтому, единственным возможным решением в такой ситуации был перенос церкви на противоположную сторону улицы. Эту непростую задачу было поручено выполнить блестящему архитектору, о котором я уже неоднократно писал, Джозефу Маккарти (Joseph W. McCarthy). Маккарти был ведущим специалистом в Чикаго по архитектуре церквей. Проект переноса и модификации здания весом в 10 тыс. тонн был исключительно сложен, но выполнен безукоризненно. Здание перенесли на противоположную сторону улицы и развернули на 90º. Таким образом фасад выходил уже не на шумную Ashland Ave, а на тихую улочку Leland. Но это еще было не все. За прошедшие годы количество прихожан значительно выросло, поэтому было решено удлинить здание. Церковь разрезали пополам, раздвинули на 30 футов и достроили в центральной части. Такого уникального проекта еще не знала архитектура, и к нему было приковано внимание всей страны.
Как уже было сказано выше, церковь построена в стиле, характерном для латиноамериканских стран, однако первоначально прихожане были только англоязычные. Но прошли годы, район заполнили выходцы из испаноязычных Центральноамериканских стран, и теперь церковь посещают люди, которые привыкли к такому архитектурному стилю у себя на родине.
Свое название церковь получила в память о явлении девы Марии гражданам французского города Lourdes в 1858 году.
На этом для нас закончился первый день Open House Chicago-2015.
Продолжение следует.
Игорь Волошин