На часах – десять утра. Смотрю на термометр за оконным стеклом – минус 39. Перевожу глаза на небо. Окно выходит на восток, и горизонт в той стороне переливается немыслимыми оттенками оранжевого, малинового, сиреневого, розового, фиолетового… Картинка меняется ежесекундно. Снова взглядываю на термометр. Нет, думать некогда, пора идти. Такое бывает раз в году – первое солнце после полярной ночи.
На диване лежит гора одежды. Начинается нелегкий процесс: термобелье, шерстяной тренировочный костюм, стеганый непродуваемый комбинезон, носки обычные, носки шерстяные, футболка с длинными рукавами, свитер тонкий, свитер толстый, сапоги на меху, куртка, меховая шапка, шарф до самых глаз, шерстяные перчатки, поверх толстые вязаные рукавицы…
Уфф.. Обливаюсь ручьями пота где-то там, внутри, подо всеми слоями ткани. Смотрю в зеркало – ну да, капуста.
С трудом вешаю сумку с фотоаппаратом на плечо, мобильный кладу в карман, без него никуда. Если не дай бог подверну ногу, замерзну раньше, чем меня найдут.
Итак, вперед! За первым солнцем!
Снег под ногами хрустит первозданно. Минут через двадцать бодрого шага я уже почти у цели, осталось по льду перейти Печору и взобраться на небольшую сопку. На это уходит еще минут двадцать. Все время с тревогой посматриваю на восток – из-за горизонта вот-вот должно появиться оно, долгожданное. Не опоздать бы!
Мои опасения, что ноги будут проваливаться в глубокий снег, и я не смогу залезть на сопку, оказываются напрасными. Отполированный ветром наст оказывается столь крепким, что выдерживает даже очень не маленькую меня. Хорошо, что догадалась надеть поверх сапог «кошки» –резиновые ледоходы с металлическими шипами. Иначе не взобралась бы по скользкому склону.
Я оказываюсь на плоской макушке как раз вовремя. Еще успеваю выбрать место поудобней и поймать в объектив последние минуты перед восходом.
И – ах! Вот оно! Ура-а-а!
Варежки с перчатками долой! Щелкаю фотоаппаратом до тех пор, пока на морозе не залипает кнопка. И тут я понимаю, что пальцы сейчас отвалятся. Да и вообще я как-то не так уж и тепло одета. Арктический ветер, хиус, не сильный, но вездесущий, умудряется заползать в каждую складочку одежды.
Негнущимися пальцами поднимаю со снега перчатки, рукавицы, с трудом натягиваю. Укладываю фотоаппарат в сумку и начинаю спуск. Солнце к этому моменту уже скрылось.
На обратном пути вздыхаю в сторону небольшой еловой рощицы неподалеку. Елочки – как на картинке, загляденье. Эх, туда б дойти, пофоткать. Но благоразумие берет верх, и я решительно направляюсь в сторону города. Елочки в другой раз!
Через полчаса я буду сидеть дома возле раскаленной батареи отопления, замотанная в шерстяной плед, трястись, пить горячий чай с медом и потихонечку оттаивать.
А потом начну разбирать фотки. Фотограф из меня, конечно, никудышный, любой профессионал скажет «фи». Но настроение мое от этого не портится. Я это сделала! Я поймала первое солнце!
Для тех, кто не в курсе
Полярная ночь – это время, когда солнце не поднимается выше горизонта, и земля освещается только отраженными лучами. Продолжительность полярной ночи на разных широтах разная и растет по направлению к Северному полюсу.
Самая короткая – одни сутки – она на широте полярного круга, самая длинная – 179 суток – на полюсе, начинается в день осеннего равноденствия, а заканчивается в день весеннего.
В Нарьян-Маре полярная ночь начинается в первой декаде декабря и завершается в первые дни января, когда солнце показывается из-за горизонта на несколько минут. С каждыми сутками продолжительность светового дня будет увеличиваться, пока в конце мая не наступит полярный день, и солнце перестанет уходить за горизонт.
Ольга Крупенье,
Нарьян-Мар