День оленя – главный праздник тундровиков. Он отмечается 2 августа и приурочен к окончанию летнего выпаса оленей и началу перекочевки на зимние пастбища.
Во время праздника в стойбищах оленеводов проводятся соревнования по национальным видам спорта — прыжки через нарты, метание тынзея на хорей (лассо на палку-погонялку), гонки на оленьих упряжках, а также выступления народных коллективов.
Подводятся итоги соревнований между оленеводческими хозяйствами, в стойбища наезжает начальство, вручает грамоты и подарки, чествует ветеранов оленеводства. В Ненецком округе нет ни автомобильных, ни железных дорог. Поэтому до стойбищ добираются из Нарьян-Мара на вертолетах, это здесь основной вид транспорта.
Ненцы в своем большинстве ведут традиционный кочевой образ жизни. И олень – главная его составляющая, потому День оленя и является самым почитаемым праздником.
Олень – транспорт: на оленьих упряжках ездят не только зимой по снегу, но и летом по траве и мхам.
Олень – это одежда: малицы у мужчин и паницы у женщин, обувь из оленьего меха – пимы и тобоки, сумки-тучейки.
Это – жилище: чум, покрытый оленьими шкурами и брезентом, выстланный шкурами же изнутри, на которых сидят, спят, прекрасно предохраняет от лютой зимней стужи. В нем тепло и уютно.
И, конечно, олень – это еда. Оленина – нежное, экологически чистое мясо. Блюда из нее просты и необычайно вкусны.
Едят как сырое мясо свежезабитого оленя, так и бульоны из него: нарубленное небольшими кусочками мясо с косточками варят, примерно, час-полтора. Никаких добавлений в виде овощей, приправ не требуется, да и нет их в тундре. Но такой бульон вкусен и полезен, его кружка в самый трескучий мороз прекрасно согревает и утоляет голод.
Кровь молодого оленя, сырая печень – это, конечно, лакомство, но также и пища, предохраняющая кочевников от цинги, которой они не болеют.
Строганина из сырой, замороженной до каменного состояния оленины или сырой белой и красной рыбы – это то, что обязательно надо попробовать, попав к оленеводам. Вкусно, сытно и опять же очень полезно.
Летом оленеводы откочевывают со стадами на север, к морскому берегу, там животные не так страдают от гнуса, а тундра сплошь покрыта сочным ягелем, это основная пища оленей.
После Дня оленя стада потянутся на юг, к границам с Коми. Там, в лесотундре, среди редких, но все-таки деревьев, оленям легче прятаться от пурги. К тому же проще добывать ягель из-под рыхлого снега, разгребая его копытами. Кстати, глубина снега может достигать и одного метра, и полутора.
Кочуют семьями и бригадами, как мужчины, так и женщины. Мужчины управляются с оленями, охотятся, рыбачат. Женщины, их называют чумработницами, готовят пищу, чинят и шьют одежду, занимаются с детьми. До школы дети обычно кочуют с родителями. Затем их отправляют в школы-интернаты. Оленеводы неохотно отдают туда детей и те редко оканчивают школу. Оторванные от тундровой жизни, они теряют навыки выживания в суровых условиях, отвыкают от традиционной пищи, носят городскую одежду, которая мало пригодна в тундре. В советское время обучение в школах до выпускного класса было обязательным, теперь считается, что ненцу хватает начальной школы, чтобы получить основы письма, математики. А потом подростки наравне со взрослыми включаются в жизнь оленевода – простую, честную, трудную, какой жили и сотни лет назад их предки.
Оторвать оленевода от оленя и тундры невозможно. Внедрять туда европейскую цивилизацию? Зачем? Это другой мир, где мы, городские люди, беспомощны и выглядим нелепыми и инородными. Кочевники, олени и тундра составляют одно целое. Недаром одна из тундровых присказок звучит: все будет хорошо, пока люди и олени живут вместе.
Ольга Крупенье
Фото Александра Мозгового, Юлии Горбонос, Ольги Смирновой и Матвея Чупрова.
[…] Источник […]